Яков Зеевов Вульфов сын Кранц b. 1740? d. 1804
From Rodovid PL
Ród | Кранцы |
Płeć | Mężczyzna |
Imię i nazwisko (po urodzeniu) | Яков Зеевов Вульфов сын Кранц |
Inne imiona | Яаков |
Rodzice |
Lista wydarzeń
1740? urodzenie:
narodziny dziecka: ♂ Исаак Яковлев сын Кранц [Кранцы]
1804 śmierć: Замостье, царство Польское
Notatki
Родился в Одессе в ассимилированной еврейской семье. Отец, Йона (Евгений), крупный хлеботорговец, был выходцем из Никополя, а дед из г.Жаботин современной Черкасской области. Мать, Хава Гальперина, была потомком Якова Кранца, дубенского маггида. Когда Владимиру исполнилось пять лет, семья в связи с болезнью отца перебралась в Германию. Отец вскоре после этого умер, но мать, несмотря на наступившую бедность, определила сына в гимназию в Одессе. В гимназии Жаботинский учился посредственно и курса не закончил, так как, увлекшись журналистикой, с 16 лет стал публиковаться в крупнейшей российской провинциальной газете «Одесский листок» и был послан этой газетой корреспондентом в Швейцарию и Италию, сотрудничал с газетой «Одесские новости». Высшее образование получил в Римском университете.
Раби Яаков Кранц (1740-1804). «Даршан» поколения (проповедник, устный толкователь Торы, учитель). Под именем «Магид из Дубны» (магид — рассказчик, сказитель) был известен во многих местечках Литвы, Белоруссии, Польши. Давал свои знаменитые лекции даже в синагогах Берлина, куда стекались не только ортодоксальные евреи. Например, известно, что его дружбы добивался вождь «реформистов» Мендельсон.
Своей исключительной популярностью Магид был обязан не только блестящему таланту оратора, но и проницательному уму, обширным знаниям Торы и Талмуда, а также огромному опыту и здравому смыслу. Большую часть жизни странствовал из местечка в местечко, давая в синагогах уроки. Славился своим умением любую сложную тему объяснить просто, ясно и образно. Обладал незаурядным юмором и умением заставить смеяться или плакать любую аудиторию. Общался со многими известными людьми поколения. Так, состоял в дружеских отношениях с великим Гаоном из Вильны, в доме которого его принимали как члена семьи.
Свои уроки и истории Магид не записывал. Это сделали ученики и слушатели уже после его смерти. Главные из них: «Оэль Яаков» на Хумаш, «Коль Яаков» на Мегилот, «Эмет ле-Яаков» на Пасхальную агаду. Притчи и рассказы Магида, извлеченные из «Оэль Яаков», составили сборник «Мишле Яаков», который советуем прочитать каждому.
Od dziadków do wnuków